Прайс-лист от 01.02.2009
Скачать

Хроники неизвестного подвига / 27.06.2007

Хроники неизвестного подвига
   
    В этой истории из девяти экипажей, ушедших по маршруту до конечной цели добрались не все. Общая протяженность намеченного пути не превышала и пятидесяти километров, но на его прохождение было потрачено двое суток. Только водных преград из разлившихся весенних холодных рек каравану, состоящему из девяти машин и одного квадроцикла, пришлось брать десять. Количество же технических потерь за время короткого автопробега можно сравнить с потерями многодневного внедорожного выезда.
    Описанное покажется кому-то хрониками военного марш-броска, однако события, о которых пойдет речь, имели место в мирное время. Не учения и не спецзадание, а майский off-road, запланированный как обычный дружеский выезд на природу обернулся настоящим испытанием для его участников.
    День первый
    Начало внедорожного пробега было вполне стандартным. Обычная точка сбора - чуть правее Белорецкой трассы в горы. Встреча, подготовка машин, стравливание давления в шинах. Для девяти автомобильных экипажей это был далеко не первый выезд. Машины подготовлены для взятия внедорожных преград, за плечами участие в соревнованиях и сборах по соответствующим дисциплинам. Но уже через 300 метров пути пришлось разматывать лебедки. Повод был самый серьезный – подъем вверх по размытой дождями лесовозной дороге на хребет Салдыс, уже тогда некоторые усомнились в собственных силах и своих авто.
    Моросил, не переставая, дождь, грязь и глина превращали шины с крупным протектором в абсолютно гладкие катки. Цепи на колесах помогали ненадолго. Забиваясь, глина превращала их в бесполезный груз, приходилось часто вручную полоскать цепи в лужах грязной талой воды, устанавливать их обратно и начинать продолжать подъем.
    Машины беспомощно газовали, вращались в колее вымокшей за зиму земли, наматывая глину на колеса и безнадежно пытаясь продвинуться хоть на сантиметр. Почти всем экипажам приходилось вручную раскачивать свои машины, тянуть на лебедках, а местами буквально выносить на руках.
    Тяжелый подъем в 5,5 километров покорился участникам за пять часов (!). При этом не обошлось без потерь в составе. Экипаж одной из машин повредил при подъеме редуктор переднего моста. Автомобиль на одном заднем приводе по такому бездорожью самостоятельно двигаться вверх просто не мог. Учитывая, что дальнейшая дорога не обещала быть простой, экипажу пострадавшего УАЗа ничего не оставалось, как развернуться и отправиться в обратный путь. Остальные, с трудом подтягивались к вершине. Отстающих тянули лебедками. Впереди ждала река Катаскин.
    В жаркие летние месяцы Катаскин назвать рекой сложно. Небольшой ручей вьется змеиными кольцами между двух хребтов – Салдысом и Караташем. Где-нибудь в июле его легко пересечь в брод, помыв колеса, весной же все обстоит иначе. Дожди, талый снег двух хребтов наполняют Катаскин невиданной силой. Его бурные воды высоко поднимаются, а течение становится стремительным.
    Маршрут путников пролегал по прямой, а значит Катаскин приходилось пересекать в нескольких местах. На ближайшие два километра приходилось четыре брода. За ними через километр было решено разбить базовый лагерь. Это была цель первого дня, но достичь ее было непросто.
    Первые два брода прошли успешно. Хотя уровень реки был выше, чем ожидалось, автомобили один за другим преодолели водные препятствия без особого труда. Третий брод оказался с сюрпризом – большой каменный валун на дне переправы. На него и наскочил квадроцикл, пилот которого решил преодолеть брод по прямой, а не по диагонали, как предыдущие участники. Освобождать засевший квадроцикл пришлось полноприводному авто. Бедолагу буквально сдернули с каменного насеста, погнув при этом ему «кенгурятник» и один колесный диск, а ведь на начало пути пробег квадрика был всего то 5 км! Но на этом приключения первого дня не закончились.
    Четвертая по счету переправа оказалась самой глубокой. Тактика прохождения реки была уже отработана, но неожиданно автомобиль одного из экипажей, ГАЗ 69, заглох прямо посередине бушующего потока. Завести ГАЗ не было никакой возможности, выход был один – лебедка, которую предварительно необходимо было закрепить на утопленнике. Для этого одному из участников пришлось войти в воду и закрепить трос, экипаж 69-го ассистировал. В общей сложности, спасение машины заняло по времени минут сорок. Половина участников вымокла насквозь, о прохождении еще километра пути до намеченного места лагеря не было уже и речи. Выбравшись из Катаскина, лагерь разбили неподалеку. Надвигалась ночь.
   День второй
    Утро второго дня началось с коррекции первоначально намеченного маршрута в связи с плохими погодными условиями и невозможностью дальнейшего продвижения в горы. План был следующим: спуститься обратно по реке после чего, выехав на дорогу вдоль разлома хребта Караташ, проехать мимо Айгирских порогов к ж/д станции «Айгир», а затем двинуться по лесной дороге к Демидовским печам. Сказано-сделано!
    Четыре брода в обратном направлении дались легче. Опыт с заглохшим ГАЗ 69 заставил теперь страховаться, вначале брод прошла Тойота 4Раннер, наиболее подготовленная к преодолению бродов, затем остальные автомобили скрепили между собой тросами. Связанный таким образом караван машин переправляли по очереди, квадроцикл на жесткой сцепке был прикреплен к одному из авто. В таких условиях вероятность эксцессов была минимальной, но один из экипажей наступил на грабли прошлого дня – наехал на злосчастный валун одной из переправ.
    Просто сдернуть авто, как это было в случае с квадроциклом, не удавалось. Тяжелая машина крепко насела на каменную глыбу, не желая с ней расставаться. Наконец, два полноприводных автомобиля, связавшись смогли обеспечить опору для лебедки и машина с трудом стала двигаться к берегу. Но каково было удивление участников операции по спасению засевшей машины, когда они увидели, какого размера каменный валун сковырнули с места! Спасенный автомобиль при этом изрядно пострадал: согнул поперечную балку, поддерживающую коробку передач, промял глушитель. Машина нуждалась в ремонте, но не отказалась от участия в дальнейшем пробеге. Хотя обратно в Уфу отправились три экипажа и квадроцикл. Осталось пять машин смельчаков. Движение по маршруту продолжилось.
    Кажется, после всех передряг, поломок и потерь состава, фортуна, наконец, повернулась к участникам лицом. Остальная часть пути была пройдена без эксцессов. Погода по-прежнему не жаловала, но под колесами лежал устойчивый грунт, а с обеих сторон дороги чернел весенний лес. Появилось время на фотографирование, обсуждение пройденной трассы, общение.
    Ближе к Демидовским печам был разбит новый лагерь, где уже обстоятельно были разобраны ошибки и подсчитаны увечья техники. Пострадали в поездке, кстати, не только машины. Видеокамеры и фотоаппараты от постоянной сырости отказывались работать. К концу поездки ресурсы записывающего оборудования были на нуле, одна из камер требовала серьезного ремонта. Совокупная стоимость проделанного за два дня пути для некоторых участников откровенно влетала «в копеечку». Однако расстроенных или опечаленных лиц у собравшихся вечером на общий костер не было.
    Пелись песни, вспоминались истории и анекдоты, на углях поспевал шашлык. Ночью выпал снег, скрыв последние следы пережитых напастей. А утром, дошедшие до цели экипажи разъезжались домой, чтобы потом, в городе, между рабочими делами, наконец, извлечь из отсыревших камер кассеты и карты памяти и еще раз побывать в весеннем лесу, где еще пахнет снегом и жженым сцеплением.
   Юлия Галимова (С)
   
К списку статей
Разработка: креатив-дизайн «Догоняй!»